Демографическая политика России: от размышлений к действию

Москва, 28 апреля 2008 – Сегодня Представительство Организации Объединенных Наций в Российской Федерации представило аналитический доклад «Демографическая политика России: от размышлений к действию», подготовленный группой независимых национальных экспертов. Презентация доклада была организована совместно с Центром стратегических разработок.

Почему Представительство ООН в Российской Федерации обратилось к этой теме? Очевидно, что неблагоприятная демографическая ситуация оказывает прямое влияние на состояние экономики, конкурентоспособность и стабильность страны, и, в конечном счете, на благосостояние ее граждан. Как отметил в своем приветствии к участникам Постоянный координатор системы ООН в Российской Федерации Марко Борсотти, «таким образом, мы все вместе решили откликнуться на проблему, имеющую для страны большое значение. Полагаясь на имеющиеся у нас знания и опыт, мы, конечно, прежде всего, ставим вопросы...»

Некоторые обнадеживающие ответы на них дала в своем выступлении Директор департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Министерства здравоохранения и социального развития РФ Ольга Шарапова, сославшаяся на первые результаты принимаемых правительством мер по итогам года, которые свидетельствуют об улучшении показателей рождаемости, сокращении смертности и росте продолжительности жизни. Важно, что с конца прошлого года впервые приняты ряд программ, в том числе, по снижению смертности от кардиологических заболеваний и в результате дорожно-транспортных происшествий. Государство выделило на эти программы 10 млрд. рублей, которые будут переданы регионам. Увеличиваются «женские» пособия и принимаются меры по улучшению медицинского обслуживания беременных женщин и детей. Так, в стране началось строительство 23 специализированных перинатальных центров. Однако, по словам Шараповой, «реализованы только первоочередные задачи», и «обсуждение доклада даст большой толчок, чтобы определить, над какими аспектами мы должны работать».

Продолжая тему, Представитель Фонда ООН в области народонаселения в РФ Карл Кулесса отметил что, «демографические проблемы проявляются практически по всей Европе. Положение в России еще не самое худшее. Кроме того, «Россия в отличие от, скажем, большинства Восточноевропейских стран обладает достаточными финансовыми ресурсами для реализации социальной политики, направленной на повышение уровня рождаемости. Но на примере некоторых государств Западной Европы мы видим, что одни только деньги не гарантируют успеха». По словам Кулессы, «политики глубоко озабочены формированием культурных тенденций, которые не благоприятствуют многодетности. Родители принимают решение о количестве детей, исходя из своих жизненных приоритетов, среди которых дети являются отнюдь не самым главным». Российское правительство очень внимательно откликается на эти тревожные тенденции, предлагая щедро финансируемы программы стимулирования и демонстрируя реальную политическую волю к решению демографических проблем на самом высоком уровне. «Вопрос в том, насколько успешной может быть любая политика в области народонаселения, как бы хорошо она ни финансировалась», - заключил Кулесса.

Авторы доклада также согласились с тем, что демографическое развитие России в целом имеет много общего с европейскими тенденциями. В то же время по некоторым показателям, например – продолжительности жизни и уровню смертности, существуют значительные различия. Сохранение этих тенденций может иметь серьезные социально- экономические последствия в долгосрочной перспективе. Наибольшую тревогу вызывают следующие факты:

- Рождаемость в России уже 40 лет не обеспечивает уровень простого воспроизводства.

- Смертность мужчин в трудоспособном возрасте столь же высока, как и сто лет назад.

- С 1992 г. число умерших устойчиво превышает число рождений: убыль составила около 12 млн. человек и была только на 5,5 млн. компенсирована миграционным приростом.

- Сохранение нынешних тенденций, таких как низкая рождаемость и высокая смертность, может привести к тому, что численность населения России к началу 2025 г. сократится до 125-135 млн. человек, к 2050 г. – до 100 млн. человек.

- Возрастная и половая структура населения сильно деформированы, что сказывается и будет в дальнейшем оказывать влияние на воспроизводстве населения. Так, при нынешнем низком показателе рождаемости, число женщин репродуктивного возраста существенно сократится.

- Продолжающееся старение населения может привести к сокращению численности трудоспособной его части – до 1 млн. в год уже к 2020-25 гг. При этом, показатель иждивенческой нагрузки вырастет с 585 до 670-750 на тысячу трудоспособного населения, а к 2050 г. до 900-1000, что может негативно повлиять на темпы экономического роста. В связи с этим неизбежно в ближайшее время встанет вопрос о необходимости повышения пенсионного возраста.

Согласно предварительным данным, о которых уже упоминалось выше, в 2007 году произошел рост числа родившихся и сокращение числа умерших. Однако, по оценке авторов публикации, эти позитивные изменения пока не показывают существенного влияния на демографическую ситуацию в целом. Другими словами, даже если благоприятная динамика сохранится в ближайшие 5 лет, убыль населения будет продолжаться. Пока нет оснований полагать, что удастся стабилизировать численность населения в ближайшие годы. Достижение цели увеличить численность населения до 145 млн. человек представляется маловероятным.

Руководитель экспертного коллектива, глава Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ Валерий Елизаров, предложил ряд конкретных рекомендаций, который, на его взгляд , могут исправить положение. Среди незатратных мер он перечислил следующее: “восстановление нарушенной системы сбора информации, в том числе, через систему ЗАГСов; необходимость демографической экспертизы любых политических решений; повышение демографической грамотности представителей государственных структур и парламентариев”. Другие меры могли бы включать в себя налоговые льготы для тех, у кого больше детей; развитие инфраструктуры в поддержку семьи и детства; увеличение семейных пособий до уровня развитых стран, где они составляют 2-3% ВВП.

9 октября 2007 г. Президент своим Указом утвердил Концепцию демографической политики Российской Федерации на период до 2025 г. и поручил утвердить план мероприятий по ее реализации в 2008 - 2010 годах. Авторы публикации считают, что необходима дальнейшая работа по уточнению поставленных задач и целевых ориентиров для разных уровней реализации демографической политики (федерального, регионального, местного), расчеты необходимых средств и поиски механизмов финансирования демографической политики.

Столь же необходимо продолжить работу по исследованию детерминант и последствий сложившейся демографической ситуации, факторов, способных принципиально повлиять на ее улучшения, по изучению опыта других стран, пытающихся решать подобные задачи.

Многие вопросы в силу своей сложности и масштабности остаются дискуссионными и требуют продолжения обсуждения с участием представителей всех заинтересованных сторон – власти, общественных организаций, социально ответственного бизнеса и экспертов в области демографической и социальной политики.

* * *

Полный текст доклада можно найти в разделе Публикации данного сайта

Дополнительную информацию можно получить у Советника по связям с общественностью ПРООН Виктории Зотиковой по тел (+7 495) 787 21 15 или эл. адресу: victoria.zotikova@undp.org