Российский и международный опыт на пути к равным возможностям для инвалидов

Москва, 14 апреля 2009 г. – Сегодня состоялась презентация нового аналитического обзора «Россия: на пути к равным возможностям», подготовленного по заказу ООН в РФ группой независимых национальных экспертов под руководством д.э.н., профессора, руководителя Центра социальной политики Института экономики РАН Е.Ш. Гонтмахера.

Известно, что каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 млн человек с особенностями физического, психического или интеллектуального развития различной степени. Публикация посвящена вопросам доступности образования и рынка труда для этих людей в контексте Конвенции ООН о правах инвалидов, которая вступила в силу в мае 2008 года и была подписана Российской Федерацией в сентябре 2008 года. Одно из основополагающих положений Конвенции заключается в том, что не медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, являются причиной инвалидности, а то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья.

Страна готовится к ратификации Конвенции и ее руководство уделяет все больше внимания проблемам, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями. Так, 7 апреля состоялось первое заседание Совета по делам инвалидов под председательством Президента РФ Дмитрия Медведева, на котором обсуждались вопросы социальной адаптации инвалидов, их интеграции в общественную жизнь, совершенствования законодательной базы в части, касающейся реализации прав инвалидов. Как отметил в своем обращении к читателям публикации Председатель Совета Федерации Сергей Михайлович Миронов, «теперь задача состоит в том, чтобы создать условия, при которых люди с ограниченными возможностями могут получить образование и продуктивно участвовать во всех сферах экономической, культурной и общественной жизни страны».

Этому призвано способствовать проведенное по инициативе ООН исследование, цель которого, по словам открывшего обсуждение Заместителя Генерального секретаря ООН по вопросам коммуникации и общественной информации Киётаки Акасаки, состоит в «оказании поддержки Российской Федерации в преодолении существующих барьеров при применении инклюзивного подхода в отношении людей с инвалидностью посредством проведения анализа возможностей для их большей социальной и экономической интеграции, а также разработки соответствующих рекомендаций».

Действительно, публикация дает определение самого понятия инвалидности, рассказывает о международных тенденциях и практиках в области реализации прав инвалидов на образование и труд, в том числе на примере отдельных стран. Кроме того, она включает в себя обзор законодательных мер и инициатив по этим вопросам в Российской Федерации, эффективности их применения, а также их соответствия положениям Конвенции.

В этой связи профессор Гонтмахер отметил следующий парадокс: «В экономическом, финансовом смысле ситуация в начале этого десятилетия улучшилась, а политика в отношении инвалидов, к сожалению, ухудшилось. Речь идет о так называемом 122-й законе, который фактически перевернул идеологию отношения к людям с ограниченными возможностями». В 90-е годы в законе о социальной защите инвалидов было заложено, что человек является инвалидов независимо от того, трудоспособен он или нет, и главное было в том, что у него просто есть ограничения в жизни, поэтому общество должно соответствующим образом этому человеку помогать, его интегрировать. Принятый в 2005 г. 122-й закон фактически стал оценивать инвалидность с точки зрения утраты трудоспособности, и многие инвалиды в результате потеряли сотни и тысячи рублей. Что же дальше? Евгений Гонтмахер отметил следующее: «Сейчас ситуация меняется, как мне кажется, в лучшую сторону по очень многим причинам, которые я хочу объяснить. Во-первых, ООН приняла Конвенцию о правах инвалидов. Это, безусловно, продвижение очень сильное вперед, в том числе и идеологически. Это реальное воплощение принципов ООН и вообще декларации о правах человека, когда людей нельзя дискриминировать, ограничивать ни по каким параметрам, ни по каким признакам», - подчеркнул Евгений Гонтмахер.

О необходимых дальнейших шагах говорила и Советник Председателя Совета Федерации Наталья Малышева, отметившая, что «сегодня задача заключается не просто в том, чтобы подписать, ратифицировать, а в том, чтобы все положения Конвенции выполнялись. Для этого недостаточно провести просто согласовательную работу. Должна быть разработана программа действий, программа мер, которые сделают реальным выполнение всех положений Конвенции уже в жизни. На мой взгляд, основная проблема, о которой там говорится, для России заключается в том, что необходимо в корне изменить отношение общества к инвалидам. Это не проблема инвалидов, это проблема общества». Есть противоречия между массовой системой образования и тем, что каждый человек является индивидуально. Большим тормозом для развития системы инклюзивного образования являются протесты или непонимание родителей «временно здоровых», они опасаются, что будут снижены стандарты образования. Однако есть реальные примеры того, что напротив, индивидуальный подход к каждому, который применяется в системе инклюзивного образования дает очень хороший результат.

Две основные темы доклада: образования и занятости инвалидов раскрыли авторы соответствующих разделов: заместитель председателя Всероссийского общества инвалидов Олег Рысев и первый заместитель председателя ВОИ Александр Клепиков.

Среди важных компонентов Обзора оба автора отметили проделанный правовой анализ существующего законодательства и сопоставление опыта ряда западных стран и ситации в России и некоторых пост-Советских странах. На основании этого были сделаны следующие выводы:

- Положение инвалидов в связи с принятием в 2004 г. Федерального закона № 122 существенно изменилось. Размер пенсии по инвалидности теперь оценивается в зависимости от степени утраты трудоспособности, что является явным шагом назад и противоречит основным принципам Конвенции ООН о правах инвалидов. Мотивация инвалидов к активному образу жизни снизилась. Кроме того, созданы дополнительные препятствия для занятости инвалидов, фактически свернута деятельность по созданию безбарьерной среды обитания.

- Общий анализ зарубежного опыта свидетельствует о том, что все страны находятся на различных этапах внедрения инклюзивного образования. Более того, в постсоветских странах (на примере Белоруссии и Эстонии) инклюзия, по существу, отсутствует. Это, прежде всего, отражение как уровня развития стран, так и сложности и многофакторности процессов инклюзии, которую нельзя внедрить мгновенно.

- Инклюзия — это новая форма эффективного, а значит, качественного образования, позволяющая человеку реализовывать свой потенциал. Рассматривая инклюзивное образование как право, не надо забывать, что образование является важнейшим условием более широкого процесса инклюзии инвалидов в общество, в том числе в процессы трудовой занятости. При этом действующая сегодня система образования инвалидов в РФ не соответствует требованиям инклюзии и, в частности, принципам Конвенции ООН о правах инвалидов.

- Наличие антидискриминационного законодательства является необходимым, но недостаточным условием обеспечения занятости инвалидов. Представляется, что решение данной проблемы должно носить системный характер, когда законодательные нормы подкрепляются мерами, стимулирующими работодателя, и мерами, способствующими росту мотиваций к труду у инвалидов, а также адекватным отношением к этому процессу других граждан общества, особенно в периоды рецессий и кризисов.

- В связи с сокращением в России государственных форм поддержки предприятий, использующих труд инвалидов, в последние годы произошло снижение численности занятых инвалидов — как на открытом, так и на закрытом рынке труда. Особо это отразилось на специализированных предприятиях, использующих труд инвалидов, в том числе на предприятиях общественных организаций инвалидов, так как они в большей мере, чем предприятия открытого рынка, зависели от государственной поддержки.

- Для обеспечения занятости инвалидов должны быть созданы условия как на открытом, так и на закрытом рынке труда. При этом преимущественно должна развиваться занятость на открытом рынке труда.

В случае ратификации Конвенции о правах инвалидов России придется внести серьезные изменения в законодательство и практическую политику в отношении инвалидов. Но фактически речь идет об изменениях в общественных настроениях. От милосердия и благотворительности надо переходить к равноправному партнерству с инвалидами, их семьями и представляющими их общественными организациями.

Не отменяя действующих выплат, льгот и других преференций в отношении инвалидов, реализация на практике основных принципов Конвенции потребует формирования нового качества уже имеющихся общественных институтов.

Так, предстоит построить систему образования, более ориентированную на индивидуальный подход к учащемуся, которая таким образом будет органически готова и к работе с инвалидами.

Активная политика государства на рынке труда, компенсирующая работодателям дополнительные расходы, связанные с занятостью инвалидов, не только позволит повысить эффективность использования трудового потенциала страны, но и создаст условия для миллионов людей с ограниченными возможностями, позволяющие им реализовать себя в качестве полноценных граждан России. Такую политику занятости предстоит сформировать.

Внедрение принципов универсального дизайна сделает среду обитания более комфортной не только для инвалидов, но и для всех жителей каждого конкретного города или района.

Всемерное развитие и поддержка общественных организаций и привлечение их к принятию принципиальных решений, направленных на обеспечение жизни инвалидов, позволят избежать ошибок при принятии решений, снизят социальную напряженность.

Но для этого, исходя из мирового и российского опыта, понадобится не один год. С чего-то надо начинать. Поэтому в качестве первоочередных мер можно предложить внести некоторые изменения в действующее законодательство, создать «банк лучших практик» об успешной интеграции инвалидов как в сфере образования, так и на рынке труда, для мониторинга степени успешности внедрения в практику основных положений Конвенции создать Общественный совет при Президенте России, а также подготовить и донести через СМИ до самых широких слоев населения информацию об основных положениях Конвенции, успешная реализация которой возможна, только если усилия для этого будут прилагаться всем обществом.

***

За дополнительной информацией просьба обращаться к Советнику по связям с общественностью Представительства ООН Виктории Зотиковойтел.: 787 21 15/769 97 91, e-mail: Victoria.zotikova@undp.org