Новое исследование Международного бюро труда (МБТ) подчеркивает, что экономическая защищенность способствует росту благосостояния людей, делает их более счастливыми и толерантными, а также способствует экономическому росту и развитию

Доклад, озаглавленный «Экономическая защищенность во имя лучшего будущего», содержит данные по странам, в которых проживет более 85 процентов населения земли. Авторы доклада считают, что экономическая защищенность в сочетании с демократией и государственными ассигнованиями на социальное обеспечение способствует не только экономическому росту, но и социальной стабильности.В то же время авторы доклада отмечают, что экономическая защищенность недоступна подавляющему большинству работников во всем мире, три четверти из которых живут в ситуации экономической незащищенности, а, значит, как выразились авторы доклада, «в мире, полном страха и гнева4.По данным Программы социальной и экономической защиты МОТ, лишь 8 процентов людей - менее 8 человек из десяти – живут в странах, обеспечивающих своим гражданам должную экономическую защиту. «Эта публикация, которая вышла в свет вскоре после доклада Всемирной комиссии по социальным аспектам глобализации, продолжает дискуссию о том, как добиться справедливой глобализации», - заявил Генеральный директор МОТ Хуан Сомавия. – Если мы не добьемся большего равенства на уровне стран, а глобальную экономику не сделаем более справедливой, то очень немногим удастся достичь экономической защищенности и достойного труда». Доклад представляет собой первую попытку оценить социальную защищенность в глобальном масштабе глазами простых людей. Его выводы основываются на детальных обследованиях домохозяйств и рабочих мест, охватывающих 48 тысяч работников и 10 тысяч рабочих мест по всему миру. Экономическая защищенность оценивается на основе семи компонентов в сфере труда, включая доходы, рынки труда, занятость, квалификацию, работу, рабочие места, и мнение людей (representation). Основные положения докладаВ странах, обеспечивающих своим гражданам высокий уровень экономической защищенности, средний уровень удовлетворенности жизнью (счастья) выше, говорится в докладе. Наиболее важный, определяющий фактор счастья – это не доход. Хотя доход и дает положительную ассоциацию, его увеличение по мере того, как богатые страны становятся еще богаче, не делает людей намного счастливее. Ключевым фактором скорее является уровень экономической защищенности, то есть высокая степень защиты доходов и низкий уровень неравенства по доходам.Кроме того, авторы доклада обнаружили, что уровень гарантии профессии, измеряемый с помощью индекса, в основе которого показатели школьного образования и профобучения, повсеместно влияет на благополучие людей. Это проявляется, когда работа не соответствует потребностям и ожиданиям людей, особенно по мере того, как люди становятся более образованными и квалифицированными. Сегодня слишком многие считают, что их квалификация не соответствует работе, которую они вынуждены выполнять. В результате возникает эффект, который авторы доклада назвали «неудовлетворенность статусом» (“status frustration”). Данные доклада свидетельствуют, что политическая демократия и стремление к гражданским свободам в значительной степени способствуют экономической защищенности. Положительный результат дают также государственные ассигнования на социальное обеспечение. Однако в долгосрочном плане экономический рост оказывает на экономическую защищенность лишь ограниченное влияние. Другими словами, быстрый экономический рост не обязательно ведет к большей экономической защищенности, но в сочетании с эффективной социальной политикой он может дать положительный эффект. По уровню экономической защищенности страны можно разделить на четыре группы: Лидеры (страны с эффективной политикой, институциональной структурой, добившиеся хороший результатов), Прагматики (хорошие результаты вопреки менее эффективной политике и институциональному обеспечению), «Середняки» (на первый взгляд эффективная политика и институциональное обеспечение, однако менее впечатляющие результаты), а также Страны, оставляющие желать много лучшего (неэффективная полтика и институциональное обеспечение или полное их отсутствие, низкие результаты). Данные доклада свидетельствуют, что некоторые государства с более низким доходом добиваются большей социальной защищенности, чем богатые. Напрашивается вывод: многие богатые страны могли бы с легкостью обеспечить большую экономическую защищенность для своих граждан. И действительно, эксперты МОТ выяснили, что «география» экономической защищенности не совпадает с «географией», распределения доходов. Еще один вывод: на страны Южной и Юго-Восточной Азии приходится большая доля экономической защищенности, чем их доля в мировом распределении доходов (в Южной Азии сосредоточены около 7 процентов мировых доходов и около 14 процентов экономической защищенности). И наоборот: государства Латинской Америки обеспечивают своим гражданам более низкую экономическую защищенность, чем можно было бы ожидать при их уровне доходов. Действительно, ощущение незащищенности влияет на позицию людей, что иногда может подрывать их веру в социальную справедливость. В недавнем исследовании, организованном в странах Латинской Америки агентством Latinobarometro, 76 процентов опрошенных высказали опасения потерять в следующем году работу и большинство завили, что не будут возражать против недемократического государства, если оно сможет решить проблему безработицы. Авторы доклада приходят к выводу, что высокий уровень общей экономической защищенности может быть достигнут только в странах, осуществляющих комплексную политику с упором на все семь компонентов безопасности в сфере труда. Те же государства, которые делают упор на одни компоненты и игнорируют другие, получают в целом неудовлетворительные результаты. Доклад также подчеркивает, что “гарантии заработка – ключевой компонент всех остальных форм защищенности в сфере труда» (с. 296) и что неравенство в доходах негативно влияет сразу на несколько аспектов экономической защищенности. «Главный вывод: государства с высоким уровнем неравенства вряд ли смогут далеко продвинуться на пути экономической защищенности и достойного труда», - говорится в докладе. Анализ показывает, что в последний период, связанный с процессом глобализации (с 1980 года), участились и усилились экономические кризисы и потрясения. Одновременно участились природные катаклизмы, затронувшие огромные массы людей. Эксперты также выяснили, что, за исключением самых многонаселенных государств (Китая и Индии), в мире, и особенно в развивающихся странах, уровень экономического роста на душу населения сократился, а изменчивость показателей ежегодного экономического роста возросла (см. Главу 1), что является показателем снижения экономической защищенности стран. Тем самыми опровергаются прогнозы сторонников быстрой экономической либерализации. Как отмечается в докладе, вышеназванные тенденции крайне важны, поскольку они указывают, что все большее число людей подвергаются не случайным, а постоянным рискам. Непредвиденные риски – связанные с жизненными обстоятельствами, такими, как потеря работы или болезнь – покрываются обычной системой социального обеспечения. Гораздо труднее людям реагировать на кризисы, затрагивающие целые регионы и сообщества. Авторы указывают, что уровень национальной экономической защищенности во всех странах связан с открытостью счетов (capital accounts openness) (Глава 11). Имеется в виду, что развивающимся странам следует повременить с открытием счетов до тех пор, пока не будет создана институциональная структура и разработана социальная политика, которая позволит им противостоять внешним кризисам. Другими словами, странам следует повременить с открытием счетов до тех пор, пока они не будут институционально готовы противостоять доверительным колебаниям (fluctuations in confidence) и влиянию внешних экономических процессов. В докладе приведены не только сводные данные по политике стран во всем мире, но и использованы данные ряда обследований степени защищенности людей (People’s Security Surveys) в 15 странах. В ходе обследований были опрошены более 48 тысяч трудящихся, которые ответили на вопросы о работе, рисках, с которыми они сталкиваются, а также об их отношении к неравенству и связанных с ним аспектах социальной и экономической политики. Респондентам задали вопрос об их отношении к различным аспектам экономической незащищенности и неравенства. Повсеместно большая часть опрошенных высказались в пользу большей поддержки экономически незащищенных групп населения и выразили надежду на сокращение неравенства (см. Главу 12). Данные обследований показывают, что экономическая незащищенность провоцирует нетерпимость и стресс, которые в свою очередь приводят к социальным болезням и в конечном итоге могут вылиться в социальное насилие, говорится в докладе. Другие выводы: большинство работников в развивающиеся странах не знают о существовании профсоюзов, которые в большинстве стран представляют менее 10 процентов трудящихся; женщины, как правило, сталкиваются в среднем с большей незащищенностью и с более разнообразными формами ее проявлений, чем мужчины; практически повсеместно сокращаются гарантии занятости. Причина – информализация экономической деятельности, практика заключения субдоговоров на выполнение работ с внешними партнерами, а также реформа системы управления (Глава 6); значительное число людей владеет профессиональными навыками, которые они не используют в своей работе; гарантии занятости (работы, приносящей удовлетворение и с хорошими перспективами карьерного роста) в большинстве стран недостаточны, а данные обследований степени защищенности людей (People’s Security Surveys) свидетельствуют о широко распространенном чувстве неудовлетворенности (Глава 9). И, наконец, авторы проанализировали политику многих стран, особенно развивающихся, с тем, чтобы определить среди них наиболее эффективную в плане экономической защищенности. Для сравнительного анализа был использован новаторский подход: политика стран оценивались с точки зрения, создает ли она возможности для снижения экономической незащищенности среди наиболее уязвимых социальных групп и не создает ли она обстановку контроля и «несвободы» для отдельных получателей социальной помощи. Заключительный вывод экспертов МОТ: современные системы социального обеспечения недестаточно отвечают новым формам постоянных рисков и неуверенности, характерным для новой глобальной экономической системы (Глава 14). Поэтому правительствам и международным организациям вместо избирательных моделей, построенных по остаточному принципу, необходимо способствовать осуществлению на основе прав человека универсалистских моделей с тем, чтобы гарантировать людям фундаментальную экономическую защищенность. Дополнительную информацию можно получить в секретариате Программы социальной и экономической защиты МОТ:email: ses@ilo.org тел: +41 22–799.7913 Авторы доклада готовы давать интервью на английском, французском и испанском языке.