Заявление Специального докладчика ООН по вопросу о насилии в отношении женщин Якин Эртюрк о визите в Российскую Федерацию

Ниже следует неофициальный перевод текста заявления Специального докладчика по вопросу о насилии в отношении женщин, его причинах и последствиях Комиссии ООН по правам человека проф. Якин Эртюрк, опубликованного сегодня по случаю завершения ее официального визита в Российскую Федерацию (17-24 декабря с.г.). В течение моего визита по приглашению правительства в Российскую Федерацию я имела встречи с представителями федерального правительства и республиканских властей Ингушетии и Чечни, а также организаций гражданского общества в Москве, Назрани и Грозном. Я выслушала свидетельства жертв нарушений прав человека, родственников «исчезнувших» лиц, а также внутренне перемещенных лиц в Ингушетии и вернувшихся в родные места людей, проживающих во временном центре размещения вблизи Грозного. Я также посетила женщин, содержащихся в учреждении предварительного заключения в Грозном. За последние десть лет Российская Федерация претерпела административные и юридические изменения, которые способствовали улучшению положения женщин. Я приветствую недавнюю ратификацию дополнительного протокола к Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин как еще одно обязательство правительства уделять внимание проблеме насилия в отношении женщин в Российской Федерации. Насилие, прежде всего домашнее насилие, продолжает калечить и уносить жизни тысяч женщин ежегодно. Ввиду системы регистрации по месту пребывания («прописки») и недостатка финансовых средств многие женщины вынуждены делить жилище с партнером-насильником даже после официального развода. Ситуация еще более усугубляется недостатком жилья. Насилие в отношении женщин и дискриминация по половой принадлежности по-прежнему занимают последние места в государственной повестке дня. Проект закона о домашнем насилии, представленный в Государственную Думу, не был принят. Более того, Комиссия по делам женщин, ответственная за внесение гендерной проблематики в государственную политику и программы, была упразднена в начале текущего года. В настоящее время один из департаментов Министерства здравоохранения и социального развития является единственным национальным механизмом, занимающимся дискриминацией на гендерной основе. Что касается ситуации на Северном Кавказе, государство сталкивается там с проблемой обеспечения безопасности при одновременном соблюдении прав человека. В этом отношении правительством был предпринят ряд шагов по нормализации обстановки в регионе. Однако каждодневная жизнь граждан далека от нормальной, прежде всего в Чечне. Я выслушала от первого лица рассказы женщин, подвергшихся произвольному задержанию и пыткам вслед за точечными операциями. Эти действия подаются как реакция на участие женщин в террористических нападениях, прежде всего в качестве террористок-смертниц. Я также слышала свидетельства родственников лиц, которые подверглись «исчезновению», внесудебной казни, пыткам и плохому отношению якобы со стороны представителей сил безопасности. Виду того, что закон не действует, гражданское население страдает от злоупотреблений со стороны сил безопасности и чеченских вооруженных группировок, что создает атмосферу страха и неуверенности. Кроме того, положение перемещенного населения также вызывает беспокойство. Чеченцы из числа внутренне перемещенных лиц в Ингушетии не хотят возвращаться до тех пор, пока не будут созданы безопасные условия. Внутренне перемещенные ингуши из Северной Осетии жаловались на то, что федеральные власти и международное сообщество не признают их перемещенными лицами и они получают ограниченную гуманитарную помощь. В свете моих наблюдений я хотела бы сделать следующие предварительные рекомендации правительству Российской Федерации:правам женщин должна быть обеспечена приоритетная роль в судебных и несудебных механизмах, политике и программах;законодательство должно быть скорректировано в соответствии с международными стандартами; при этом следует ввести в действие законы, специально оговаривающие преступный характер домашнего насилия и обеспечивающие жильем тех, кто нуждается;необходимо начать осуществлять программы повышения осведомленности по гендерным вопросам и обучение офицеров правоохранительных органов и сил безопасности;необходимо обеспечить, чтобы все законы, политика и практика противодействия терроризму полностью соответствовали основополагающим принципам международного права и международных стандартов в области прав человека;необходимо расследовать, подвергнуть суду и наказать ответственных за нарушения прав человека и выплатить компенсации жертвам либо их семьям;должно быть обеспечено безопасное и добровольное возвращение внутренне перемещенных лиц;необходимо учредить программу защиты правозащитников, свидетелей и жертв, которым может быть нанесен вред.Я хотела бы поблагодарить федеральные и местные власти за содействие моему визиту. Хотела бы также выразить признательность правозащитным организациям, отдельным лицам и жертвам насилия за предоставленную мне ценную информацию. В заключение я хочу поблагодарить страновую «команду» ООН за техническую поддержку этого визита.Я представлю полный отчет о моих выводах и рекомендациях на 62-ой сессии Комиссии ООН по правам человека в 2006 г.