Доклад ПРООН: экономический рост должен способствовать развитию человеческого потенциала во всех регионах России

Москва, 15 мая 2007 г. – Сегодня Программа развития ООН (ПРООН) в Российской Федерации представила Доклад о развитии человеческого потенциала в РФ за 2006/2007 годы «Регионы России: цели, проблемы, достижения», одиннадцатый в серии национальных докладов, начатой в 1995 году совместно ПРООН и Правительством Российской Федерации. В новом Докладе, который является логическим продолжением Доклада 2005 года, посвященного Целям развития тысячелетия (ЦРТ), адаптированным для России, проведен сравнительный анализ существующих в регионах России проблем в области человеческого развития и показателей, используемых для их оценки. В нем сделан акцент на разнообразие региональных приоритетов развития, возможностей повышения качества жизни населения, приведены наиболее успешные примеры государственных программ, реализуемых на региональном уровне и содействующих достижению регионами и всей страной адаптированных для России ЦРТ. Как отметил в обращении к читателям Доклада Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М. Миронов, в «современной мировой экономике конкурентные преимущества многих стран базируются на высоком качестве их человеческого капитала. Между тем в России за 15-20 лет объективные показатели и проводимые учеными исследования показывают ухудшение качества человеческого потенциала по многим параметрам – от уровня образования и квалификации до состояния здоровья и продолжительности жизни населения. Это не только само по себе означает снижение качества жизни наших граждан, но и ухудшает перспективы экономического развития, которое должно стать основой решения социальных проблем». Авторы доклады попытались проанализировать причины этой ситуации и предложить пути ее изменения. К числу основных выводов Доклада относится следующее:В целом по стране за 2003-2004 гг. индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) вырос, но показатели развитых субъектов РФ улучшались быстрее, поэтому территориальное неравенство усилилось. Помимо Москвы и Тюменской области с автономными округами к числу развитых по международной методике (ИРЧП свыше 0.800) добавились Санкт-Петербург и республика Татарстан. Четверть населения России живет в регионах с показателями индекса выше среднего по стране, причем такие регионы имеют собственные ресурсы для социального развития и проводят более активную социальную политику. Проблемы наименее развитых регионов чрезвычайно остры, но в них живет только 6% россиян, и федеральная помощь способна «подтянуть» отстающие территории, если использовать ее более эффективно. Труднее добиться ускорения человеческого развития в многочисленных «срединных» регионах с дефицитом собственных ресурсов развития, где сосредоточено 2/3 населения. Улучшить ситуацию только за счет перераспределения федеральных средств невозможно, нужны стимулы для активизации собственных ресурсов развития регионов, в том числе человеческого потенциала.Индикаторы Целей развития тысячелетия показывают неоднозначный баланс успехов и проблем в регионах. За годы экономического роста уровень бедности в России сократился почти вдвое, улучшились региональные показатели: к 2005 г. в 40% регионов уровень бедности составил менее 20% населения (в 1999 г. таких регионов было только 4%). Сократился дефицит доходов бедных, в подавляющем большинстве регионов он ниже 5% всех доходов населения, и только в пяти наименее развитых регионах превышает 10%. Однако чем богаче регион, тем выше в нем неравенство по доходу: в Москве денежные доходы 20% наиболее обеспеченных жителей превышают доходы 20% самых бедных более чем в 20 раз. Это следствие низкого качества экономического роста и неравномерного распределения создаваемых благ.Более осознанный подход к планированию семьи среди населения и рост расходов государства на охрану здоровья детей и матерей позволили существенно снизить младенческую и детскую смертность. В трети регионов уровень младенческой смертности ниже 10 случаев на тысячу родившихся (2005 г.), сократились и региональные различия. Однако ожидаемая продолжительность жизни в России не растет, усиливаются региональные различия. В наиболее развитых субъектах РФ - Москве (71 год) и тюменских автономных округах (68 лет) - ожидаемая продолжительность жизни значительно выше средней по стране (65 лет). В слаборазвитых и депрессивных регионах показатели остаются крайне низкими (республика Тыва – 56 лет, Читинская, Амурская и Псковская области – 59-60 лет). Основной причиной низкого долголетия остается сверхсмертность мужчин в трудоспособном возрасте - острейшая гендерная проблема России.Динамика социальных болезней слабо зависит от экономического роста. Заболеваемость туберкулезом начала снижаться только в Европейской России, где эта проблема менее остра. В Сибири и на Дальнем Востоке уровень заболеваемости и смертности от туберкулеза максимален и продолжает расти из-за деградации социальной среды (повышенного уровня бедности и маргинализации населения, концентрации пенитенциарных заведений), а также неблагоприятных климатических условий. Региональная картина инфицированности ВИЧ/СПИД показывает обратную зависимость от уровня экономического развития. Проблема СПИД наиболее остра в регионах с более высокими доходами населения (Самарская, Иркутская, Свердловская области, С.-Петербург и Ханты-Мансийский АО), особенно в ресурсодобывающих регионах без развитой социальной среды. Рост доходов населения пока слабо влияет на распространение здорового образа жизни в регионах.Сохраняется гендерное неравенство в политике и в доступе к доходам. Чем выше денежные доходы в регионе, тем сильнее неравенство между заработной платой женщин и мужчин; и наоборот, в регионах с низкими доходами неравенство минимально. Крайне низко представительство женщин во власти: только в каждом десятом регионе доля женщин среди депутатов региональных парламентов превышает 20%, а в четверти регионов их менее 5% или вовсе нет. Как правило, чем богаче и крупнее регион, тем меньше в нем доля женщин среди депутатов региональных парламентов. Оценки социального развития регионов России с помощью индикаторов ЦРТ подтвердили, что в России усиливаетcя дифференциация – и региональная, и социальная. Для решения этих проблем федеральным органам государственной власти необходимо более тесно и конструктивно взаимодействовать с регионами, органами местного самоуправления, бизнесом и гражданским обществом. Сложнейшая задача социальной модернизации в регионах России требует активизации всех ресурсов и решается только через взаимодействие государства и общества. * * *Дополнительную информацию можно получить у Советника по связям с общественностью ПРООН Виктории Зотиковой по тел (+7 495) 787 21 15 или эл. адресу: victoria.zotikova@undp.orgРОССИЙСКИЕ РЕГИОНЫ: ФАКТЫ И ЦИФРЫ