Мужество осознать, задать вопросы и оставаться приверженными - Выступление Мишеля Сидибе, Исполнительного директора ЮНЭЙДС на открытии Четвертой Региональной конференции по ВИЧ/СПИДу в Восточной Европе и Центральной Азии (Москва, 12 мая 2014 г.)

Уважаемые со-председатели, Др. Онищенко, Др. Попова, дорогие коллеги и друзья, 

Я имею честь быть сегодня в Москве и открывать эту важную конференцию вместе с моими уважаемыми со-председателями, представителями гражданского общества и людьми, живущими с ВИЧ в регионе Восточной Европы и Центральной Азии. 

Я рад присоединиться к Первому заместителю Премьер-Министра Российской Федерации Игорю Шувалову и Министру здравоохранения РФ Веронике Скворцовой, которые являются самыми высокими официальными лицами Правительства Российской Федерации, когда-либо выступавшими на Региональной конференцией по СПИДу. 

Присутствие ключевых лидеров, представителей гражданского общества и партнеров является мощным сигналом о том, что это не просто конференция, но важный момент для осознания особенного переломного периода, в котором мы находимся. Эта конференция исключительно своевременна: осталось всего 600 дней до срока достижения Целей развития тысячелетия. 

Настало время подвести итоги. Эта Конференция – исключительная возможность для откровенного и открытого диалога. 

Мы здесь не для того, чтобы сожалеть о том, что не сделано. Мы здесь для того, чтобы формировать будущее региона Восточной Европы и Центральной Азии – будущее с нулем новых случаев ВИЧ-инфекции, нулем дискриминации и нулем смертей вследствие СПИДа. 

Этот регион известен своими страстными революциями. Нам нужна революция в сфере профилактики ВИЧ. Комбинированная профилактика, включая лечение ВИЧ, должна быть центром наших ответных мер. 

Когда мы смотрим на ситуацию в мире, нас удивляет и вдохновляет глобальный прогресс в борьбе со СПИДом. Мы изменили траекторию новых ВИЧ-инфекций. Мы обеспечили лечением 12 миллионов человек. Смертность от СПИДа сокращается. Мы достигли беспрецедентного прогресса на пути к полной ликвидации передачи ВИЧ от матери ребенку к 2015 году и сохранению жизни их матерей. 

Ответ на ВИЧ кардинально изменил парадигму мировой торговли и Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (TRIPS), чтобы сделать генерики общественным достоянием. Противодействие ВИЧ привело к тому, что дорогостоящие лекарства, спасающие жизни, стали доступными бедным людям. 

Всего десятилетие назад стоимость лечения была 10 000 долларов США на человека в год и пациенты должны были принимать по 15 таблеток в день. Сегодня комбинированные препараты фиксированной дозы существуют по цене менее чем 100 долларов на пациента в год в одной таблетке. Этот прогресс вместе с прорывами в науке дает нам надежду на то, что мы увидим окончание эпохи СПИДа. 

Мужество ответить на трудные вопросы 

В тот момент, когда мир впервые заговорил об окончании эпохи СПИДа, наша Конференция должна иметь мужество ответить на несколько сложных вопросов, которые я задавал себе по пути в Москву. 

  1. После стольких лет усилий и серьезных финансовых инвестиций со стороны правительств и партнеров почему в регионе Восточной Европы и Центральной Азии продолжается такой пугающий рост числа новых случаев ВИЧ-инфекции и смертей от СПИДа, когда мы видим снижение в других частях мира, например, в Африке и Азии?
  2. Почему потребители инъекционных наркотиков по-прежнему сталкиваются с барьерами в доступе к профилактике и лечению, в то время как они являются основной группой населения, затронутой СПИДом?
  3. Почему в этом регионе только 30% людей, нуждающихся в лечении, получают его? Если рассчитывать по новым протоколам ВОЗ, эта цифра падает до 16%, в то время как в Западной Европе уже обеспечен всеобщий доступ?
  4. Почему стоимость первой линии курса лечения в России превышает 2500 долларов США, в то время как другие страны БРИКС платят меньше 100 долларов за препараты, которые производятся внутри страны?
  5. И почему Россия — единственная страна в «большой двадцатке» и БРИКс, где эпидемия ВИЧ продолжает расти?

Я знаю, что это сложные вопросы. Но мы не можем быть здесь, в Москве, и не говорить о них.

Люди, нуждающиеся в помощи, — не преступники

Позвольте мне поделиться своими мыслями по некоторым из ключевых вопросов и возможными путями для их решения в этом регионе.

Данные показывают, что тревожный рост числа новых инфекций в этом регионе обусловлен употреблением инъекционных наркотиков.

Никогда в истории не было такой концентрированной, растущей и серьезной эпидемии ВИЧ в среде сообществ, имеющих барьеры в доступе к основным услугам по профилактике и лечению.

Если правительства хотят предотвратить заражение и смерти, они должны сделать так, чтобы с людьми, употребляющими инъекционные наркотики, не обращались как с преступниками.

Инъекционное употребление наркотиков — это болезнь, и эти люди нуждаются в услугах по профилактике, лечению, уходу и поддержке.  Я только что вернулся из Китая, где встречался с вице-премьером и обсуждал успехи этой страны в профилактике ВИЧ среди потребителей наркотиков.

Несколько лет назад в Китае был нулевой уровень терпимости к употреблению наркотиков, эпидемия ВИЧ быстро распространялась в среде этой категории населения. Сегодня в Китае реализуется одна из самых больших программ метадоновой заместительной терапии в мире. За шесть лет в программу было включено более 385 000 пациентов в почти 800 клиниках. Сегодня число новых ВИЧ-инфекций среди пациентов, получающих метадон, приближается к нулю. Данные из Китая ясно показывают, что программы снижения вреда и заместительная терапия являются научно обоснованными и спасающими жизни.

В 2014 году у региона Восточной Европы и Центральной Азии есть две неотложные задачи: обеспечить доступ для потребителей инъекционных наркотиков к чистому инъекционному инструментарию; использовать научно обоснованные и доказательные методы лечения наркозависимости, в частности, с помощью метадона, стоимость которого всего 85 долларов в год. Эти вмешательства необходимы для того, чтобы избежать дорогостоящую эпидемию ВИЧ и гепатита С.

Это уже делается в нескольких странах этого региона: Беларусь, Украина, Молдова, Армения, Азербайджан, Грузия и несколько стран Центральной Азии используют подходы по снижению вреда, включая заместительную терапию, для контроля над эпидемией в этих странах. Некоторые из этих опытов и практик будут представлены на Конференции. Мы должны сделать все, чтобы эти программы были расширены и стали устойчивыми.

В связи с программами снижения вреда, я очень обеспокоен ситуацией в Крыму. В марте 2014 года там насчитывалось 806 пациентов, зачисленных в программы безопасной и эффективной заместительной терапии. Остановка этих программ нарушает права этих пациентов на здоровье.

Прекращение лечения этих людей будет серьезной проблемой, поскольку подвергает их жизнь опасности. У этих пациентов возрастает риск возвращения к использованию незаконных наркотиков, прекращения лечения ВИЧ и туберкулеза, а также возобновляется риск инфицирования ВИЧ и заражения партнеров.

Я знаю, что на Конференции запланирована специальная сессия, посвященная Крыму. Я призываю правительство Крыма и соответствующие российские учреждения гарантировать непрерывность и продолжение предоставления этих жизненно важных услуг. Это не политический вопрос, это серьезный вопрос здравоохранения. Для людей существует угроза жизни.

Значимая роль гражданского общества

Знания и опыт гражданского общества в этом регионе являются одним из самых впечатляющих в мире. Сегодня более чем когда-либо важна поддержка и развитие гражданского общества. Вот почему я выступил на саммите гражданской двадцатки в прошлом году в Москве – мы никогда не победим СПИД без сильного гражданского общества.

Мы все еще сталкиваемся с серьезной проблемой обеспечения вниманием всех и каждого. Обеспечение доступа к группам повышенного риска инфицирования ВИЧ, должно быть нашим приоритетом.

Возможности гражданского общества в охвате групп населения повышенного риска являются очень значимыми; если мы хотим охватить всех, их необходимо поддерживать.

Обеспокоенность растущей волной криминализации

Я очень обеспокоен растущей волной криминализации во многих странах этого региона. Эти законы загоняют ключевые группы населения - ЛГБТИ, секс работников, потребителей инъекционных наркотиков, мигрантов - в подполье. Подполье, где они лишены доступа к услугам, спасающим жизни. Когда люди напуганы и прячутся, они вовлекаются в еще более рискованное поведение. У них нет доступа к образовательным программам. Они не решаются проходить тестирование на ВИЧ. Они не используют презервативы. У них нет доступа к лечению ВИЧ.

Именно поэтому, после 30 лет эпидемии, ВИЧ все еще остается в этих группах по всему миру. ВИЧ процветает везде, где люди не чувствуют безопасности при обращении за услугами. Мы никогда не сможем покончить с эпидемией СПИДа путем криминализации или запугивания населения, наиболее затронутого эпидемией. Это никогда не будет работать.

Покончить со СПИДом — это не только раздать таблетки и обещания людям. Мы должны защитить их права и восстановить их достоинство.

Я хочу подчеркнуть положительный момент – за последние три года все страны этого региона достигли значительного прогресса в профилактике передачи ВИЧ от матери ребенку. Я надеюсь, что к 2015 году этот регионе станет первым в мире, где ни один ребенок не родится с ВИЧ , а жизнь их матерей будет сохранена.

Я хотел бы поздравить те страны региона, которые в последние несколько лет сняли ограничения на въезд и пребывание людей, живущих с ВИЧ: Армения, Молдова, Словакия, Таджикистан, Украина и Узбекистан. Как я отметил в своем письме Президенту Путину, ограничения на передвижение, въезд и проживание людей в связи с ВИЧ статусом, не имеет под собой ни экономических оснований, ни оснований, связанных с здравоохранением. Я призываю Беларусь, Литву, Россию и Туркменистан — последние четыре страны в регионе, в которых еще существуют такие ограничения, снять их к Всемирному дню борьбы со СПИДом 2014.

Всегда что-то кажется невозможным до тех пор, пока это не будет сделано

Я знаю, что многое, о чем я говорил сегодня, остается сложным для реализации.

Но как сказал однажды Нельсон Мандела , «всегда что-то кажется невозможным до тех пор, пока это не будет сделано».

Я призываю участников конференции принять серьезную и стратегическую декларацию, отвечающую на наиболее сложные вопросы. Мы должны показать миру, что этот регион серьезно относится к задаче остановить эпидемию.

Мы должны укреплять международное и региональное сотрудничество для того, чтобы обеспечить расширение и устойчивость достигнутых успехов.

В 1958 году Советский союз предложил миру, что оспа должна быть ликвидирована в течение десяти лет. Это привело к одной из величайших побед глобального здравоохранения XX века.

Сегодня мы не можем остановить эпидемию СПИДа без Российской Федерации, без лидирующей роли здесь, в России, в этом регионе и во всем мире.

Спасибо.