Совместное послание МОТ, ПРООН ЮНЕСКО и ЮНИСЕФ по случаю Всемирного дня учителя (5 октября)

5 октября 2014 года Всемирный день учителя отмечается в двадцатый раз.

Система образования напрямую зависит от учителей. Учителя являются ключом к дости­жению целей всеобщего и качественного образования: именно они формируют взгляды и жизненную позицию будущих поколений, их отношение к новым глобальным проблемам и открывающимся возможностям. Инновационные, инклюзивные и ориентированные на конк­ретные результаты подходы в образовании играют ключевую роль в создании к 2015 г. и в последующий период максимально благоприятных возможностей для миллионов детей, молодежи и взрослых во всем мире.

Во многих странах качество образования страдает из-за нехватки учителей. Проведенный Институтом статистики ЮНЕСКО анализ показывает, что для достижения к 2015 г. цели всеобщего начального образования необходимо укомплектовать школы по всему миру дополнительно 1,4 млн. учителей, а к 2030 г. дефицит преподавателей составит 3,4 млн.

Помимо проблемы штатной неукомлектованности остро стоит вопрос качества образования. Слишком часто учителя вынуждены работать, не имея для этого необходимой материально-технической базы и надлежащей подготовки. Эта проблема крайне актуальна: сегодня мы столкнулись с глобальным кризисом в сфере обучения, когда 250 млн. детей не имеют базовых навыков и знаний, хотя больше половины из них проучились в школе четыре года.

В связи с этим приоритетное значение имеет обеспечение преподавателей всем необхо­димым для их успешной работы. К таким потребностям относятся хорошая профес­сиональная подготовка, улучшение условий труда, набор преподавателей на основе профессиональных качеств, продуманная система распределения и привлечения новых преподавательских кадров и талантов, особенно среди молодежи и женщин недопредставленных групп населения. Отражая подходы к достижению целей 2015 г. и на перспективу, результаты Глобальной тематической консультации по вопросам роли образования в повестке дня в области развития на период после 2015 г. как нельзя лучше обобщают основополагающие условия, необходимые для обеспечения эффективной работы преподавателей: (1) справедливые условия найма, в том числе подкрепленные соответ­ствующими контрактами и денежным содержанием, а также перспективой карьер­ного роста и продвижения; (2) достойные условия труда, основанные на формиро­вании в школе среды, благоприятствующей учебному процессу; (3) качественная подготовка препо­да­вателей до начала и в процессе их трудовой деятельности, основанная на принципах уважения прав человека и инклюзивных подходах к образованию; (4) эффективное управ­ление, в том числе в вопросах найма и распределения учителей.

Кроме того, качество преподавания зависит от наличия у учителя основных прав, таких как право на защиту от насилия, академическая свобода и свобода участия в независимых профсоюзных объединениях. Защита прав преподавателей в свою очередь помогает им обеспечить охрану и безопасность вверенных им девочек и мальчиков; и мы должны постоянно настаивать на том, чтобы школы оставались безопасным пространством для детей и их учителей.

Дети и молодежь являются ключевым элементом общества. Качественное образование позволит им как гражданам глобального мира находить ответы на возника­ющие сегодня сложные проблемы и вносить свой вклад в создание мирных и устойчивых сообществ. 

Сегодняшним и будущим учителям необходимы навыки, знания и поддержка, которые позво­лят им обеспечить разнообразные потребности каждой девочки и мальчика в процессе приобретения ими знаний. Давайте помнить о том, что учителя – это наши инвес­тиции в будущее.

Международное сообщество и правительства должны объединить свои усилия в целях поддержки преподавателей и содействия повышению качества преподавания по всему миру, особенно в странах, где живет наибольшее число детей, не охваченных школьным образованием. Мы призываем вас присоединиться и участвовать в распространении данного послания о том, что 5 октября является Всемирным днем учителя и что инвестируя в учителей, мы инвестируем в наше будущее.

Ирина Бокова, Генеральный директор ЮНЕСКО
Гай Райдер, Генеральный директор МОТ
Энтони Лейк, Исполнительный директор ЮНИСЕФ
Хелен Кларк, Администратор ПРООН
Фред ван Леувен, Генеральный секретарь Интернационала образования