Пора положить конец безнаказанности в Южном Судане

Не желая предпринять необходимые меры для прекращения гражданской войны в Южном Судане, силы двух основных сторон в конфликте, президента Салвы Киира и лидера повстанцев Риеки Мачары, продолжают обрекать южносуданский народ на боль, страдание и отчаяние

За время боевых действий с декабря 2013 года как правительственные, так и повстанческие силы были замечены в совершении грубых нарушений прав человека и международного гуманитарного права, включая внесудебные казни, массовые изнасилования, пытки, произвольные задержания, грабежи, принудительные перемещения. Нападениям также подвергались  находящиеся под защитой лица и объекты, включая сотрудников Организации Объединенных Наций и ее имущество.

В июне этого года ООН сообщила о жестоком нападении правительственных войск на гражданское население в штате Юнити, в том числе о массовых изнасилованиях женщин и девочек, некоторые из которых, как сообщалось, были заживо сожжены. Жестокость и безжалостность этих преступлений не поддаётся воображению. На сегодняшний день убиты тысячи жителей, более 1,5 млн людей стали вынужденными переселенцами, около 700 тыс нашли убежища в соседних странах. Учитывая широкое распространение и систематический характер атак на мирное население, некоторые из которых  могут квалифицироваться как военные преступления и преступления против человечности, необходимо привлечь к ответственности всех виновных.

В  то время как население Южного Судана продолжает нести на себе основные тяготы конфликта,  его лидеры участвуют в бесконечных переговорах, циркулируя между Южным Суданом, Аддис-Абебой (Эфиопия) и Дар-эс-Саламом (Танзания).

Эти переговоры до сих пор не привели к значимым результатам и никаким образом не облегчили страдания южносуданцев. Военные столкновения не прекращаются, так же как и нарушения и злоупотребления с обеих сторон конфликта. И это несмотря на все усилия, предпринятые Межправительственным органом по вопросам развития (ИГАД), правящей в Танзании партией Чама Ча Мапиндузи и Африканским национальным конгрессом Южной Африки.

Возникает вопрос: действительно ли жизнь южносуданцев небезразлична Сальве Киире и Риеке Мачаре и их соседям, региональным лидерам и остальному миру?

Я был среди тех, кто возлагал надежды на созданную в рамках Африканского союза 7 марта 2014 года следственную Комиссию по Южному Судану – первый орган такого рода со времени образования Африканского союза. Комиссии было поручено расследовать случаи нарушения прав человека и злоупотребления в ходе конфликта, выявить основные причины противоречий, и главное, разработать рекомендации по вопросам ответственности, путей к примирению, а также способы недопущения нарушений и их предотвращения в будущем. Возглавить комиссию было поручено выдающемуся государственному деятелю, бывшему президенту Нигерии -  Олусегуну Обасанджо.

Реакция на создание Комиссии была смешанной. Некоторые видели в ней способ предотвратить начало расследования ООН, которое могло повлечь судебное преследование лидеров, ответственных за преступления в Южном Судане. Лично я был счастлив, что на этот раз Африканский Союз продемонстрировал готовность бороться с безнаказанностью, которая так часто сопровождает насилие на Африканском континенте. Я верил: успешный исход расследования может стать чётким сигналом того, что региональная организация не будет скрывать лидеров, ответственных за преступление перед их народом, от правосудия. Тем не менее, в статье, опубликованной  9 апреля 2014 года и извещавшей об инициативе Африканского Союза, я предупредил, что мир будет внимательно следить за тем, сдержит ли Африканский Союз своё обещание.

Спустя почти год после завершения работы и через шесть месяцев после того, как Комиссия по расследованию представила свой доклад Совету мира и безопасности Африканского союза, стоит звенящая тишина. Совет до сих пор избегает обсуждения выводов Комиссии, которые не были обнародованы. Ничего не было сделано для того, чтобы выполнить её рекомендации.

Когда я встретил Президента Киира и Риек Мачара в Южном Судане в апреле 2014, оба заявили о своей готовности держать ответ, обещая, что совершившие злодеяния предстанут перед лицом правосудия. Оба сказали, что будут поддерживать  включение мер по обеспечению ответственности во всеобъемлющее мирное соглашение. И действительно, в первоначальном соглашении, подписанном в январе 2015 года, они приняли на себя обязательства по установлению механизма преследования в судебном прядке лиц, совершивших жестокие преступления.

Что, в таком случае, рационального может быть в сокрытии доклада комиссии по расследованию? Будет ошибочно полагать, что устойчивый мир, примирение и национальная реконструкция в Южном Судане могут быть достигнуты без какой-либо ответственности за совершённые преступления. Амнистия – не вариант. Более того, противники справедливого процесса выглядят как косвенные соучастники зверств в Южном Судане, ибо защищают преступников.

Лозунг «Африканские решения для африканских проблем» звучит неубедительно, если не сопровождается действиями. Африка должна бороться за свой народ. Лидеры, которые ополчились на своих людей и навлекли на них страдания, подобные тем, что мы видим в Южном Судане, лишены моральных качеств, требуемых для того, чтобы вести за собой.

Я призываю саммит Африканского союза, который должен состояться в начале августа 2015, сделать то, что нужно – обнародовать доклад Комиссии по расследованию и выполнить его рекомендации. Игнорируя потребность в правосудии,  не разрешить конфликта в Южном Судане. Мы должны прервать круг безнаказанности, которая подогревает конфликт. В противном случае, мы обманем ожидания народа Южного Судана, и снова не справимся с обязанностью защищать наших братьев от геноцида, военных преступлений, этнических чисток и преступлений против человечности.

Адама Дьенг, заместитель Генерального Секретаря ООН/Специальный советник по предупреждению геноцида.

5 августа 2015