Кто должен руководить Организацией Объединенных Наций?

 Могенс Люккетофт, Председатель семидесятой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций

           В этом году Организация Объединенных Наций будет выбирать следующего Генерального секретаря. Нам нужен наилучший возможный кандидат на эту должность.

           Нередко говорят, что эта работа — самая сложная в мире.

           И если вспомнить о задачах, к решению которых новый Генеральный секретарь приступит 1 января 2017 года, то нетрудно понять, почему это так: ужасающие конфликты и человеческие страдания в различных районах Ближнего Востока, Африки и Европы; насильственный экстремизм, несущий в себе угрозу для всех нас; сохраняющаяся дискриминация в отношении женщин и девочек; вызывающий тревогу рост ксенофобии; более 800 миллионов человек, пытающихся выбраться из крайней нищеты; почти 60 миллионов перемещенных лиц во всем мире; уникальная возможность решить проблемы, связанные с изменением климата, и достичь целей в области устойчивого развития, пока еще не слишком поздно; и руководство Организацией, которой необходимо адаптироваться к проблемам и новым целям, стоящим перед всем миром.

           На протяжении 70 лет своего существования Организация Объединенных Наций, несмотря на все свои недостатки, демонстрировала свою способность справиться с такими проблемами. Однако для того, чтобы выполнить эту задачу сегодня, она должна найти наилучшего возможного кандидата в рамках проходящего в этом году процесса выбора и назначения следующего Генерального секретаря.

            Роль Генерального секретаря Организации Объединенных Наций

           По мнению многих, высшее должностное лицо Организации Объединенных Наций должно быть либо секретарем, либо генералом. Это слишком упрощенная точка зрения, поскольку Генеральный секретарь должен быть и тем и другим, и не только.

           Это должен быть человек, обладающий большим нравственным мужеством и честностью; он или она — и я не вижу причин, по которым наилучший кандидат не должен быть женщиной — будет голосом для наиболее уязвимых в мире людей и будет воплощать собой сами идеалы и цели Организации Объединенных Наций.

           Генеральный секретарь, будучи главным дипломатом в мире, должен использовать свою независимость, беспристрастность и добрые услуги для того, чтобы предотвращать конфликты, выступать за дело мира и отстаивать права человека.

           Это человек, обладающий политическим авторитетом и сильными навыками лидера, имеющий право доводить до сведения Совета Безопасности Организации Объединенных Наций любые вопросы, которые, по его мнению, могут угрожать поддержанию международного мира и безопасности.

           В качестве главного административного должностного лица Организации Объединенных Наций Генеральный секретарь должен создать культуру добросовестности, справедливости, компетентности и эффективности в рамках всей системы Организации Объединенных Наций и осуществлять контроль за огромной организацией с бюджетом около 10 млрд. долл. США, в которой работают более 40 000 сотрудников и которая осуществляет 41 миротворческую операцию по всему миру.

           Генеральный секретарь должен быть человеком с сильными межличностными и коммуникативными навыками, способным хорошо ориентироваться в нашем все более многополярном мире и быть движущей силой глобального перехода к устойчивому развитию.

            Устаревший процесс отбора

           В связи с этим можно было бы подумать, что процесс выбора Генерального секретаря должен быть максимально активным, всеохватным и прозрачным.

           Однако на сегодняшний день это не так.

           В прошлые годы не было ясности в отношении того, когда именно начался процесс отбора или, во что трудно поверить, кто именно был выдвинут на эту должность. Кроме того, отсутствовало официальное описание должности, и не было реальной возможности для содержательного и открытого взаимодействия с кандидатами — ни у всей совокупности членов Организации Объединенных Наций, ни у общественности.

           Результат: рекомендованные кандидатуры обсуждались в ходе переговоров за закрытыми дверями, главным образом пятью постоянными членами Совета Безопасности; среди восьми генеральных секретарей не было ни одной женщины; и, по сути, символическая процедура назначения Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций. Вследствие этого генеральные секретари воспринимались — не всегда справедливо — в качестве назначенцев тех самых держав, от которых они должны быть в максимальной степени независимыми.

           Более подходящий способ выбора следующего Генерального секретаря

           В Уставе Организации Объединенных Наций имеются четкие указания относительно соответствующей роли Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи в процессе отбора и назначения, и они должны соблюдаться.

           Однако недавние изменения самого этого процесса, согласованные всеми 193 членами Генеральной Ассамблеи, предоставляют нам реальную возможность сделать его более прозрачным, более обоснованным, более всеобъемлющим и в конечном счете более эффективным.

           Моя задача в качестве Председателя этой Ассамблеи состоит в том, чтобы обеспечить реализацию этих изменений.

           В связи с этим в настоящее время осуществляются следующие действия.

           В декабре прошлого года Председатель Совета Безопасности и я приступили к осуществлению процесса отбора, опубликовав призыв к выдвижению кандидатов в кратчайшие возможные сроки.

           Мы обрисовали центральные элементы этого процесса. Мы отметили ряд ключевых критериев для данной должности и, принимая во внимание семь десятилетий главенства мужчин, призвали государства-члены выдвигать кандидатами как женщин, так и мужчин.

           К настоящему времени биографии и соответствующая информация о кандидатах опубликованы в открытом доступе на моем веб-сайте.

           Но, пожалуй, наилучшая возможность для истинного разрыва с прошлым будет воплощена в виде открытых диалогов, которые я буду проводить с кандидатами. Эти диалоги — иногда их называют «слушания по вопросу о Генеральном секретаре» — начнутся 12 апреля.

           Как ожидается, каждый кандидат подготовит программное заявление о задачах, которые будут поставлены перед Организацией Объединенных Наций и следующим Генеральным секретарем, и об открывающихся возможностях. Они представят свои кандидатуры в ходе двухчасовых раундов ответов на вопросы, поступившие от всех членов Организации Объединенных Наций и от представителей гражданского общества, и каждый диалог будет транслироваться в Интернете в прямом эфире. Такие диалоги будут проводиться с новыми кандидатами до тех пор, пока Совет Безопасности не вынесет свои рекомендации. И я рассчитываю на то, что каждый из тех, кто серьезно намерен стать следующим главным дипломатом в мире, примет открытое и непосредственное участие в диалоге со всеми членами Организации Объединенных Наций и с людьми, которым он или она будет в конечном счете служить.

           Возможность для перемен

           Разумеется, эти нововведения не приведут к непосредственному преобразованию нашего мира, и обсуждение таких вопросов, как продолжительность и возобновляемость срока полномочий Генерального секретаря и необходимость проведения в Генеральной Ассамблее голосования по назначению, пока не завершено.

           Однако они обладают потенциалом для того, чтобы установить новый стандарт прозрачности и всеохватности в международных делах. Они могут повысить наши шансы на то, чтобы найти наилучшего возможного кандидата для руководства Организацией Объединенных Наций. И, как я полагаю, они создают исторический момент, когда Генеральная Ассамблея — наиболее представительный и демократичный директивный орган — вновь заявляет о себе.

           Это, принимая во внимание стоящие перед нами глобальные задачи, может в корне изменить положение дел.

           Поэтому я обращаюсь к вам с просьбой: выходите в Интернет, присоединяйтесь к социальным сетям, заставьте услышать ваш голос и помогите нам найти наилучшего возможного кандидата на должность Генерального секретаря Организации Объединенных Наций, в котором нуждается наш мир.