Экономическая стабильность в Азиатско-Тихоокеанском регионе открывает возможности для достижения прогресса в области производительности и инклюзивности

На фоне вялого роста мировой экономики, невысоких темпов роста торговли и неопределенности в странах, занимающих ведущие позиции в экономическом отношении, государства Азиатско-Тихоокеанского региона продолжили продвигаться вперед: по имеющимся оценкам, темпы их экономического  роста в 2016 году составили 4,9 процента.

В этой связи можно с удовлетворением отметить, что регион по-прежнему является лидером в плане мирового экономического роста, главным образом благодаря текущим показателям ведущих экономик: Индии и Китая. Однако по-прежнему сохраняются проблемы, которые, если они не будут надлежащим образом решены, могут подорвать стабильность и усилия по достижению масштабных целей, сформулированных в Повестке дня в области устойчивого развития на период
до 2030 года, принятой под эгидой Организации Объединенных Наций. 

В обновленном по состоянию на конец года варианте Обзора экономического и социального положения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, 2016 год, в котором содержится годовой анализ, проведенный Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), текущая жизнеспособность экономик региона увязывается с проводимыми налогово-бюджетными и структурными реформами, но при этом содержится предостережение относительно того, что, к сожалению, темпы экономического роста последних лет не привели в ряде стран к созданию достойных  рабочих мест.  В результате наблюдается высокая степень нестабильной занятости и тенденция роста неравенства доходов, следствием чего может стать «экономика отчуждения». Красноречивым является тот факт, что взвешенный по численности населения коэффициент Джини в регионе, основанный на оценках доходов домохозяйств, в период с 1990 по 2014 год вырос на 11 пунктов (с 37 до 48), что означает почти 30-процентный рост менее чем за три десятилетия.  Разумеется, к этим наблюдениям следует подойти серьезно, так как практика показывает, что последствия растущего неравенства негативно сказываются на странах и их населении, особенно на его более уязвимых категориях.

Бесспорно, во всем регионе наблюдается постепенный прогресс в осуществлении структурных преобразований, однако велика вероятность того, что этот прогресс будет подорван, если не будут предприняты согласованные усилия по внедрению мер, способствующих повышению квалификации рабочей силы.  Несомненно, преимущества, полученные в результате наших коллективных шагов на пути внедрения технического прогресса, должны приводить к росту реальной заработной платы, подкрепленному повышением степени социальной защищенности. 
По-прежнему вызывает обеспокоенность то, что более 1 миллиарда работников в Азиатско-Тихоокеанском регионе трудятся в условиях нестабильной занятости, часто не имея доступа к социальной или правовой защите.  Можно и нужно предпринять гораздо больше усилий по обеспечению более высокой степени инклюзивности: отход от алгоритма развития, ориентированного исключительно на рост, в пользу комплексного подхода, учитывающего социальный, экологический и управленческий факторы, знаменует собой шаг в верном направлении.

Несмотря на наблюдающуюся в последнее время стабильность, в ежегодном обзоре положения в регионе содержатся в равной степени осторожные прогнозы относительно краткосрочной экономической перспективы.  В частности, возникает обеспокоенность относительно косвенных последствий событий, происходящих в последнее время в странах, лидирующих в экономическом отношении:  как предупреждает обзор, они могут привести к усилению протекционизма, сопровождаемому при этом снижением внешнего спроса, что приведет к замедлению темпов интеграции развивающихся стран в глобальные и региональные производственно-сбытовые цепочки. Хотя последствия «брексита» и царящих в настоящее время в Соединенных Штатах настроений в отношении торговой политики проявятся только в будущем, они посылают предупредительный сигнал, который мы просто не можем игнорировать.

Наблюдающиеся в течение года низкая инфляция и «смягчение» конъюнктуры финансовых рынков позволили денежно-кредитным органам снизить учетные ставки, однако при более пристальном рассмотрении становится ясным, что, хотя эти меры знаменуют шаги в верном направлении, региону стоит действовать осмотрительно, особенно учитывая наличие признаков намечающегося восстановления уровня мировых цен на нефть, а также высокий уровень частной задолженности и подверженность валютному риску экономики ряда стран.

В данном докладе приводятся убедительные аргументы в пользу активной роли налогово-бюджетной политики в деле поддержания внутреннего спроса и достижения долгосрочных целей в области развития. Одним из эффективных способов устранения структурных «узких мест» при текущей конъюнктуре, характеризующейся слабым внешним спросом, низкими объемами частных инвестиций, низкими затратами, связанными с привлечением заемных средств, и слабым инфляционным давлением, несомненно, является вложение государственных средств в инфраструктуру.  Мы уже наблюдали ряд примеров действенных мер по совершенствованию управления государственными финансами, принятых странами путем реформирования государственных предприятий и увеличения налоговых поступлений, и практика показала, что эти меры способствовали стабильному улучшению состояния государственного бюджета.

Невзирая на неизбежные сложности, налогообложение и, в частности, применение прогрессивной шкалы личного подоходного налога, может служить одним из ключевых инструментов политики, позволяющих добиться прямого перераспределения доходов и благосостояния в обществе. Азиатско-Тихоокеанский регион в целом характеризуется одним из самым низких в мире объемов налоговых поступлений:  он составляет лишь 17,6 процента от ВВП.  Непосредственная польза от этих важнейших поступлений в государственный бюджет выражается в повышении качества здравоохранения, образования и других социальных благ, а надлежащее управление этими поступлениями позволит нам всем приблизиться к реализации как национальных, так и глобальных задач, сформулированных в Повестке дня на период до 2030 года.

По мере приближения 2017 года  с его собственными сложностями, некоторые из которых ожидаемы, а некоторые носят непредвиденный характер, перспективы для  развивающихся стран региона представляются в целом положительными: прогнозируется 5-процентный рост, а также стабильное увеличение темпов частного потребления в результате низкой инфляции.  Эта общая стабильность дает нам реальную возможность добиться прогресса в области производительности и инклюзивности.  Однако во многом этот прогресс будет зависеть от повышения эффективности экономического управления – одного из важнейших элементов процесса, ориентированного на достижение структурных преобразований. Эффективное экономическое управление позволит не только ускорить темпы сокращения масштабов бедности и смягчения неравенства, которые сами по себе являются достойными задачами, но и переориентировать страны на путь устойчивого развития.

----------------

Шамшад Ахтар, заместитель Генерального секретаря Организации Объединенных Наций и Исполнительный секретарь ЭСКАТО

Dr. Shamshad Akhtar is the Executive Secretary of the United Nations (UN) Economic and Social Commission for Asia and the Pacific (ESCAP). She will be speaking about Asia’s new energy realities and the implications for regional energy security at the Singapore International Energy Week (SIEW) 2016.