Выступление заместителя Генерального секретаря ООН, главы Контртеррористического управления ООН г-на Владимира Воронкова на VII Московской Конференции по международной безопасности, 4-5 апреля 2018 года, Москва

Уважаемые участники конференции,

Дамы и господа,

Для меня большая честь выступать перед столь уважаемой аудиторией.

Мне приятно быть в моей родной Москве, и я хотел бы передать вам наилучшие пожелания Генерального секретаря Организации Объединенных Наций г-на Антонио Гутерриша. Г-н Гутерриш признателен за приглашение ООН принять участие в этой престижной международной конференции, и желает вам плодотворной дискуссии.

Я хотел бы также поблагодарить Министерство обороны Российской Федерации за организацию 7-й по счету Конференции, которые стали важным субстантивным вкладом России в развитие сотрудничества в области международной безопасности перед лицом сложных эволюционирующих вызовов современности.

Дамы и господа,

Глобальная безопасность — это сложная мозаика интересов, которые создают порой новые линии разлома по всему миру. Терроризм – один из самых негативных и опасных результатов таких разломов.

Сегодня борьба с террором выходит на новый этап. Запрещенное в России Исламское государство Ирака и Леванта (ИГИЛ) понесло серьезные военные потери в Ираке и Сирийской Арабской Республике. Отвоеваны все ранее занятые ИГИЛ города. Инфраструктура ИГИЛ и его боевой потенциал разрушены благодаря решающим ударам иракских и сирийских правительств при поддержке международного сообщества, в том числе Российской Федерации.

Тем не менее, мы не должны терять бдительность и расслабляться. ИГИЛ и аффилированные с ним структуры по-прежнему представляют значительную и постоянно эволюционирующую угрозу во всем мире. То же самое касается «Аль-Каиды».

За последние три десятилетия глобальный терроризм захватил большое пространство и превратился в беспрецедентную угрозу международному миру, безопасности и развитию. Ни одно государство в мире не застраховано от угрозы терроризма. И ни одно государство, независимо от его силы, не способно решить эту проблему в одиночку. Бич терроризма выходит за рамки культур и географических границ. Его нельзя ассоциировать с какой-либо религией, национальностью или этнической группой.

Дамы и господа,

Терроризм – изощренная угроза. Нам нужно быть хотя бы на шаг впереди, чтобы предвидеть, предотвращать и не допускать новых атак. Террористы не сидят, сложа руки. Они активно ищут, где нанести очередной удар, как перехитрить и обмануть бдительность.

Военное поражение ИГИЛ привело к возникновению новой угрозы: возвращение домой или перемещение в другие страны иностранных террористов-боевиков. Многие подобные репатрианты хорошо обучены и оснащены для проведения новых террористических актов, укрепления и активизации «спящих» подпольных ячеек.

Террористы пытаются использовать в своих целях новые технологические достижения, включая информационно-коммуникационные технологии, беспилотные летательные аппараты и искусственный интеллект. Они используют социальные сети, в том числе зашифрованные коммуникации и теневую сеть, чтобы распространить свой зловещий опыт, координировать атаки и подстрекать сторонников на проведение терактов в разных странах. Следующее поле битвы против терроризма находится в киберпространстве.

Террористические группы также ищут пути, как заполучить оружие массового поражения. Несмотря на достигнутый прогресс в укреплении режимов разоружения и нераспространения, мы должны оставаться бдительными в отношении угрозы ОМУ-терроризма.

В целом же, террористы для совершения нападений готовы использовать любые «подручные средства»: автомобили, холодное оружие и все прочее. Такие атаки не требуют особых навыков и сложного планирования, и поэтому их чрезвычайно сложно отследить. Многие из таких нападений были осуществлены в местах массового скопления людей, чтобы максимально увеличить число жертв и посеять ужас.

Дамы и господа,

Ставки высоки, а террористы бросают нам все более изощренные вызовы. Однако международное сообщество не начинает борьбу с этим злом с нуля. Наработана прочная международно-правовая и политическая основа борьбы с терроризмом.

Принятая консенсусом в 2006 г. Глобальная контртеррористическая стратегия ООН обеспечивает необходимые международные рамки. Эти рамки получили правовое развитие в профильных контртеррористических резолюциях Совета Безопасности ООН. На данном этапе необходимо сосредоточиться на сбалансированном осуществлении этих документов.

Государствам-членам ООН необходимо активизировать сотрудничество в борьбе с терроризмом на глобальном, региональном и двустороннем уровнях в соответствии со своими международно-правовыми обязательствами.

Обмен информацией, накопленным опытом и передовыми практиками между правоохранительными, прокурорскими и контртеррористическими экспертами должен стать более инициативным и систематическим. Оперативную информацию важно передавать через соответствующие базы данных, такие как базы Интерпола, а также с помощью национальных инструментов, таких как Международный банк данных по борьбе с терроризмом, созданный Федеральной службой безопасности Российской Федерации.

Государствам-членам ООН требуется активизировать международное и межведомственное сотрудничество по борьбе с финансированием терроризма. Финансовую разведку необходимо эффективно интегрировать в широкие усилия по борьбе с терроризмом, включая на этапах расследования и судебного преследования. В этой связи я хотел бы выразить признательность Российской Федерации, инициировавшей принятие знаковой резолюции СБ ООН 2199 (2015) по противодействию финансированию ИГИЛ, Фронта «Аль-Нусры», «Аль-Каиды» и других запрещенных террористических групп, а также особо отметить российскую инициативу по борьбе с пропагандой террора в Интернете.

Помимо межгосударственного и межведомственного сотрудничества важно задействовать потенциал государственно-частного партнерства. Государственные органы несут основную ответственность за борьбу с терроризмом, но взаимодействие с бизнесом играет важную роль в противодействии финансированию терроризма, предотвращении использования новых технологий в террористических целях, а также защите уязвимых объектов и критической инфраструктуры, в том числе от кибертерроризма.

Дамы и господа,

Подход, направленный на слом уже существующих террористических сетей и отражение террористических атак, недостаточен. В Глобальной контртеррористической стратегии ООН подчеркивается необходимость всеобъемлющего подхода в противодействии террору, в том числе – устранения условий, способствующих распространению терроризма, вовлечению в эту преступную деятельность новобранцев. За это несет ответственность не только государство, но и общество.

Мы можем посадить террористов в тюрьмы, но мы не можем «посадить за решетку» идеи. Мы должны противостоять терроризму на эмоциональном и идеологическом уровне, чтобы завоевать сердца и умы, в первую очередь молодежи. Это должно стать неотъемлемой составляющей борьбы с террором - возможно, самой сложной, но самой важной частью битвы за окончательную победу.

Генеральный секретарь ООН включил борьбу с терроризмом в приоритеты своей деятельности. В этом контексте он выделил два ключевых направления: во-первых – содействие широкому международному антитеррористическому сотрудничеству, а во-вторых – предупреждение терроризма.

Для воплощения этих приоритетов на практике, первой реформой Генерального секретаря Антонио Гутерриша стало создание Контртеррористического управления ООН, которое я возглавляю. Задача этого подразделения – обеспечение лидерства Организации Объединенных Наций в сфере антитеррора.

В контексте дальнейшей реформы, Генеральный секретарь в феврале этого года инициировал подписание «Глобального договора Организации Объединенных Наций о координации контртеррористической деятельности». Этот документ нацеливает на дальнейшее укрепление координации и согласованности в борьбе с терроризмом тридцати пяти различных организаций системы ООН, а также Интерпола, Организации по запрещению химического оружия и Всемирной таможенной организации.

Генеральный секретарь ООН созывает 28 и 29 июня международную Конференцию высокого уровня Руководителей контртеррористических ведомств государств-членов в целях укрепления международного сотрудничества в области борьбы с терроризмом. Конференция будет посвящена практическим аспектам общих усилий, включая: (1) обмен информацией, опытом и ресурсами; (2) борьбу с насильственным экстремизмом, способствующим терроризму, включая злоупотребление новыми технологиями; (3) противодействие иностранным террористам-боевикам; и (4) роль Организации Объединенных Наций в содействии международному контртеррористическому сотрудничеству.

Рассчитываем, что в Конференции высокого уровня примут участие государства-члены на уровне высоких должностных лиц, отвечающих за борьбу с терроризмом, включая руководителей (министров) обороны, правоохранительных и разведывательных служб, а также национальных координаторов по борьбе с терроризмом, многие из которых присутствуют сегодня в этом зале.

Дамы и господа,

В июне этого года государства-члены ООН в очередной раз рассмотрят ход осуществления Глобальной контртеррористической стратегии ООН. Этот двухгодичный обзор предоставляет государствам-членам хорошую возможность по-новому взглянуть на глобальную угрозу терроризма и выявить пробелы в осуществлении Стратегии. Уверен, что предстоящая дискуссия и ее результаты укрепят международный консенсус в борьбе с терроризмом, а также четко определят вектор наших международных усилий на этом направлении на перспективу. Рассчитываю на активную вовлеченность Российской Федерации в этот важный и своевременный разговор на платформе ООН.

Дамы и господа,

В заключение хотел бы еще раз подчеркнуть, что терроризм — это угроза, которая продолжает развиваться. И в ближайшем будущем она, к сожалению, не исчезнет. Что диктует насущную необходимость адекватного ответа со стороны международного сообщества этой чуме XXI века, которая угрожает всем без исключения странам.

Только совместными усилиями, сосредоточив внимание на практическом сотрудничестве и оказании помощи наиболее страдающим от терроризма государствам-членам, мы сможем победить.

Благодарю за внимание.